|
ПОПОВИЧ (ВАСИЛЬЕВА) Марина Лаврентьевна
- Марина Лаврентьевна, почему авиация? - Война определила мою судьбу. Контроль над
моим родным городом Вележем Смоленской области в 1941-42 годах неоднократно
переходил от советских войск к немецким оккупантам. Мы жили, практически, на
передовой. Бомбили почти непрерывно, звук приближающихся самолетов наводил
ужас. Пережидая бомбежки, я представляла себя летчиком, который Однажды мама
привезла домой нашего летчика. За золотое кольцо немецкие конвоиры отдали
больного военнопленного. Спрятали в доме. Стали лечить, через некоторое время
заболели все мы, а потом и остальные жители деревушки, в которой В Сибири жили в селе. Мне было уже 12 лет. В деревне выращивали лен, работали в основном дети и подростки. Меня выбрали звеньевой – гордилась невероятно! Маленькая была очень, роста не хватало дотянуться до верха «саженя». Просила других ребят измерять, а сама потом перемножала и вела учет. Война закончилась. Вопрос выбора профессии передо мной не стоял. В 1947 году поехала в Новосибирск поступать в авиационный техникум. На площадке рядом с учебным корпусом стояли самолеты. Я подумала: «Вот красиво! Значит, правильно я попала!» Во время вступительных экзаменов заболела малярией. По ночам то тряслась от холода, то задыхалась от жары. По всему общежитию для меня собирали теплые вещи. В общем – болела. Но днем шла сдавать экзамены, я же не признавалась, что болела, врача не вызывала. Хорошо сдала: две пятерки, две четверки. С тройками в авиационный техникум не принимали. На
приемной комиссии мне сказали: «Вы зачислены на сварочное отделение». Мое
удивление граничило с возмущением. Директор техникума Мануйлов, светлая память ему, спросил: «А куда вы пойдете?» – «В торговый техникум. Аэроклуб здесь есть, я точно узнала. Я буду летать». Он удивился: «В торговый?» Я затараторила: «Мне все равно! Учиться там не буду – буду числиться. Главное, останусь в городе и буду летать!». Он говорит: «Убейте меня, вы вернетесь!» Забрала документы и ушла. Хороший человек был, другой бы выгнал, да и все. В торговом
техникуме удивились: «Вы же так хорошо сдали в авиационный! Почему вы не
остались?» Я говорю: «Меня Пришла назад, плачу: «Там надо пирожки продавать». Директор говорит: «А что? Пирожки – хорошее дело! Парочку продали, парочку съели». Я говорю: «Не-не-не, меня это не устраивает! Ладно, буду на «сварочном». Начну летать, а там будет видно». В аэроклубе первые два года меня не брали на летное отделение из-за маленького роста (чтобы быстрее вырасти, висела вниз головой каждое утро). Прыгала с парашютом. Потом зачислили на летное. Летом 1951
года я окончила техникум, окончила хорошо, без троек, но не с золотой медалью,
чтобы остаться В 1952 году я приняла решение поступать в летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска. Но осуществить свое намерение было не так просто. Женщин брать не хотели. Решение о моем поступлении было принято самим Клементом Ворошиловым, к которому я буквально «прорвалась» благодаря своему упорству, которое сегодня я бы назвала нахальством. Много лет спустя я узнала, что моя будущая профессия была под угрозой и состоялась только благодаря добрым людям, которые не побоялись взять на себя ответственность и представили в летную школу мое личное дело, исключив из него всякое упоминание об оккупированной территории, которую я покинула в 1943 году. Этот пункт анкеты стал препятствием для многих моих знакомых при поступлении в летные училища. Я благодарна судьбе, что на моем пути встретились такие люди, как Мануйлов и директор завода «Имени Коминтерна» Сашко, которые поверили в меня и помогли. Саранскую
летно-техническую школу я окончила с отличием в 1954 году. В дипломе значилось:
«инструктор-летчик». Имела право выбора места работы. Мои товарищи по выпуску,
родом из крупных городов, просили меня: «Не бери Москву, не бери Киев,
Ленинград, Ташкент, Новосибирск». А я – смоленская, там аэроклуба нет. Захожу
на распределение. Спрашивают: «Ну что, Васильева? Вы выбрали? Вы же отличница,
имеете право выбирать». Я говорю: «Мне нечего выбирать, потому что меня
попросили не ехать в те города, откуда ребята родом. Они хотят поехать работать
домой. Мне некуда ехать. Так что посылайте В 1955 году я вышла замуж за летчика Павла Поповича, с которым познакомилась четырьмя годами ранее. Обоюдным условием замужества было продолжение работы по выбранной профессии, которому мы следовали всю совместную жизнь. Павел стал летчиком-космонавтом, дважды побывал в космосе: в 1962 и 1974 годах. Старшая дочь Наташа появилась на свет в 1956 году. Один год и четыре месяца я посвятила дочери, оставив работу. Спустя 12 лет родилась Оксана. - Вы заслуженный мастер спорта, на Вашем
счету 101 мировой и 136 всероссийских рекордов.
Расскажите, пожалуйста, об этом. - В аэроклубе я получила квалификацию «летчик-спортсмен». Но спорт для меня никогда не был самоцелью. В работе на рекордный результат меня привлекал процесс достижения совершенства при исполнении поставленной задачи, выход на новый уровень собственных возможностей, что продвигало меня к достижению главной цели – работе летчиком-испытателем. В 1961 году я
работала в «Чкаловском», в ЦНИИ-30. Я летала на транспортном самолете Ил-14.
Командовал полком Герой Советского Союза Виктор Алексеевич Иванов. Характер у него был – не дай Бог! Скажешь ему: «Я хочу летать!» А он: «Добро, отдыхай, завтра посмотрим!» Мы быстро поняли эту его особенность и часто хитрили: «Ой, такая погода плохая, мы не хотим летать!» – «Будете летать!» Хороший был человек, но отличался невероятным чувством противоречия. В «Чкаловском»
я познакомилась с полковником Серегиным, который 27 марта 1968 года разбился в
роковом полете Серегин мне посоветовал: «Марина, ты хочешь на истребителе
летать?» – «Конечно!» – «Тогда делай так: когда увидишь меня с Ивановым,
подойди, обратись ко мне и скажи какую-нибудь гадость об истребителях». Зима,
дневные полеты, все в унтах, красивые летчики. Стоят Иванов и Серегин. Я
подхожу и обращаюсь к командиру полка: «Товарищ полковник, разрешите обратиться
к полковнику Серегину?» – «Обращайтесь!» – «Товарищ полковник, на чем вы
сегодня летали?» А он: «Ну, как на чем? На МиГ-15 и на МиГ-15 бис». Я говорю:
«И что вы их так любите! Они же на валенки похожи! Мне они не очень нравятся».
Иванов поворачивается к Серегину: «Самолет потрясающий, реактивный, а для нее –
это валенок! А? Научить и доложить!» На аэродроме в «Чкаловском» работала военным инженером-испытателем полковник Ольга Николаевна Ямщикова, первая женщина в стране, которая освоила реактивный самолет МиГ-15. Как-то раз Ольга Николаевна спросила: «Ты хочешь быть летчиком-испытателем?» – «Ольга Николаевна, очень!» – ответила я. В истории ГК НИИ ВВС имени В.П.Чкалова были три женщины летчицы-испытатели: заслуженный летчик-испытатель полковник Нина Ивановна Русакова; полковник Ольга Николаевна Ямщикова, фронтовичка, командир боевой эскадрильи, имела на своем счету сбитые немецкие самолеты. Посылали на Героя, но так и не дали. Третьей была я. В 1962 году Ольга Николаевна посоветовала: «Если хочешь быть летчиком-испытателем, ты должна слетать на рекорд!» Готовилась я к работе на Л-29 – спарке, чехословацком учебно-тренировочном реактивном самолете с Героем Советского Союза Александром Федоровичем Николаевым, испытателем этого типа самолетов. Стокилометровый треугольный маршрут – три точки (старт, первая, вторая – назад) – носил название «рекорд-корона». Надо пройти с максимальной точностью и скоростью. Я сделала первый раз – получилось, но хотелось лучше. Второй раз – хуже. Иду третий раз – температура повысилась, не хватает тяги. Рекорд был засчитан по первой попытке. Это был мой первый рекорд мира. Вскоре меня отправили переучиваться на МиГ-21. На этом самолете в 1964 году я шагнула за звуковой барьер. В этом же году сбылась моя мечта – я стала летчиком-испытателем. 21 июля 1965 года на взлете мой МиГ-21 рухнул на взлетную полосу. В этот вечер мы хотели отпраздновать мой день рождения. К счастью, мне удалось избежать самого страшного – я осталась жива, хотя и получила сильнейший стресс. Наблюдавшие за катастрофой коллеги простились со мной. Но судьбе было угодно дать мне шанс. Вообще-то, после таких падений отстраняют от полетов. Но командование, понимая, что для меня значила авиация и как трудно я к ней шла, решило меня не отчислять. После периода реабилитации мне дали ЯК-25-РВ и сказали: «Проверь себя». Проверка прошла успешно: вскоре на самолете ЯК-25-РВ я установила три мировых рекорда. Один из этих рекордов не побит до сих пор. - Марина Лаврентьевна, каково работать в мужском коллективе, да и еще в
мужской профессии? - Артисткой надо быть! Особенно если дома
грудной ребенок по ночам требует внимания, а утром тебе надо лететь. - На отборочной комиссии мне сообщили, что я не
прошла, так как у меня повышен кислородный обмен. Я возмутилась: «Как это
повышен? Я летаю на больших высотах, постоянно прохожу обследования, и все было
в норме. Я объявляю голодовку, это не дело». Когда дошло до самого большого
начальства, все забегали, запахло скандалом. Я требую свое: «Скажите хоть раз
честно!» Тогда мне сказали: «Марина Лаврентьевна, у вас маленький ребенок». А я
говорю: «А что, у меня ребенка не было - А какие у Вас были отношения с Хрущевым? - Ко мне он относился хорошо, обращался по имени-отчеству. Никита Сергеевич не знал, что я проходила комиссию. Если бы мне быть порасторопнее! Ведь профессионалов не было ни одного, зарубили всех. -
Среди Ваших многочисленных наград – Большая золотая медаль Международной
авиационной федерации FAI ; расскажите, пожалуйста, о ее статусе. - Марина Лаврентьевна, как в Вашей жизни возникло увлечение НЛО?
- Когда моей дочери Оксане было 16 лет, мы с ней поехали в горы. Я очень
любопытный человек и занялась изучением феномена «снежного человека». Было это в
восьмидесятых годах. Памир, Варзобское ущелье. Мы были на высоте около 4 тысяч
метров. В составе группы из сорока человек были и летчики, и ученые, и
путешественники. Мы, вооружившись теле- и фотокамерами, биноклями сидели ночью у
костра. Вдруг моя дочь воскликнула: «Смотрите! Звезда была наверху, а теперь
здесь!» Прямо перед нами висел яркий шар, из которого исходил плотный луч, резко
обрывавшийся над лесом. От удивления мы потеряли дар речи. Это было первое
прикосновение к таинственному и неизведанному явлению. Почти в бессознательном состоянии нас с Оксаной спустили вниз в ущелье. Разместили на даче местного жителя, знакомого наших ребят. Мы немного оклемались, стали нормально спать. Я подумала: если бы на работе обо всем этом узнали, уволили бы к чертовой матери. Хозяин дома ухаживал за нами. Выполнял все наши пожелания. Как-то раз говорю ему: «Нарвите, пожалуйста, яблочек!» Он мне: «Хорошо, сейчас». Достал лесенку, нарвал, принес. Однажды из города пришла машина. Водитель доложил: «Товарищ министр, машина подана!» Оказалось, что наш гостеприимный «дядечка» - премьер-министр местной республики. - Марина Лаврентьевна, есть ли у Вас идеал, пример для подражания? - Для меня есть несколько непререкаемых авторитетов: авиаконструкторы Олег Антонов и Владимир Мясищев; генеральный конструктор Сергей Королев, человек фантастической целеустремленности и заряженности на успех.
Чисто по-человечески, мне
близок еще один великий россиянин Михаил Ломоносов. Может потому, что он, как и
я, Помню, в свои первые каникулы во время учебы в летно-технической школе в Саранске я поехала к тете в Саратов. Тетя Тося была связисткой во время войны, я ее очень любила, красавица была. Однажды я собралась на танцы. Тетя дала мне свое бархатное платье. Настоящее вечернее, длинное. На танцах за исполнение вальса мне вручили духи «Красная Москва». Горда была невероятно! Однажды тетя Тося спросила: «Чего ты хочешь добиться в жизни?» Я взяла лист бумаги и аккуратно вывела: 1. Хочу быть военным летчиком-испытателем 1 класса. 2. Хочу быть академиком. 3. Хочу быть членом Союза писателей СССР. 4. Хочу иметь квартиру с видом на аэродром. Так
получилось, что все это сбылось. Изложение беседы
— заместитель директора Современного музея спорта |
|
|
|